Случайность?
Ни для кого не секрет, что это большая удача, если договор о сотрудничестве действительно станет реальностью, а не намерениями, которые будут жить исключительно на бумаге.
Да, да, да... Стопроцентная реализация договора о сотрудничестве между Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Минским государственным профессионально-техническим колледжем железнодорожного транспорта Е.П.Юшкевича - это наш совместный фантастический результат и гордость прошлого учебного года. Ребята приходили к нам каждую неделю дважды и так целый год (!) на интерактивные музейные программы. Мы общались, играли, обсуждали с педагогами результаты нашей работы... Понимание и взаимопонимание сплавились в один узел за эти месяцы, не разорвать!!!
Да, да, да... Стопроцентная реализация договора о сотрудничестве между Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Минским государственным профессионально-техническим колледжем железнодорожного транспорта Е.П.Юшкевича - это наш совместный фантастический результат и гордость прошлого учебного года. Ребята приходили к нам каждую неделю дважды и так целый год (!) на интерактивные музейные программы. Мы общались, играли, обсуждали с педагогами результаты нашей работы... Понимание и взаимопонимание сплавились в один узел за эти месяцы, не разорвать!!!
Интерактивный музейный урок
Именно поэтому ребята из этого колледжа были выбраны главными гостями музейного интерактивного урока в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Он прошел 1 сентября 2017 года на выставке "Город. Архитектура. Мы", посвященной 950-летию города Минска под названием "Мой город древний, молодой" (автор - Светлана Анейко). О публичной программе на выставке подробно рассказано здесь: http://museumimpression.blogspot.com.by/2017/08/blog-post.html
Ассистент...?
В один из дней, как раз накануне этого события, моя коллега Алина представила мне Ксению, как возможного ассистента или помощника, о котором я мечтаю давно, так много забот в секторе игровых музейных программ... Но, на самом деле, мы очень нуждаемся в серьезной (профессиональной!!!) поддержке талантами молодых нашего музейного интерактивного продукта. И мы эту поддержку получаем. Она приходит неожиданно, когда очень нужно, от разных людей, которым я очень благодарна! Поэтому много рассказываю в блоге о волонтерах, главных наших помощниках - НЕ АССИСТЕНТАХ...
Ксения
Ксения чуть ниже сама вам расскажет о том, как она оказалась в музее и как так случилось, что она пришла помогать, а на самом деле стала тем человеком, благодаря которому мы получили драгоценные мгновения события, эмоциональные всплески и ее глубокое размышление, беспристрастный взгляд со стороны, который публикуется здесь полностью. Я очень ей благодарна за то, что она откликнулась! Её статью я прочитала на одном дыхании. Нам с ней показалось, что важно дочитать её, не отвлекаясь на фотографии. Поэтому фоторепортаж идёт сразу после текста.
Ксения Бартенева |
Меня зовут Ксения Бартенева, я учусь на 4 курсе Европейского Гуманитарного Университета в прекрасном городе Литвы, Вильнюсе, на программе «Культурное наследие и туризм», последнее меня, к слову, не привлекает вовсе. В то время, как все мои одногруппники искали себе практику в турфирмах и элитных гостиницах, я грезила о своей, только в музее. Я, честно говоря, даже не знала, чем я могу там заниматься, но я так хотела. Я же не просто так, знаете ли, пишу курсовые на музейную тематику :) Я попала в Национальный Художественный музей Республики Беларусь. Действительно попала, потому что первым в списке белорусских музеев был именно он, и я решила далеко не ходить, а еще, как оказалось, я попала в точку. Почитайте о моем небольшом опыте в одной маленькой экскурсии.
У Надежды Гордеевны есть такая своеобразная фишка – новоиспеченных тепленьких практикантов и волонтеров отправлять на «задание». Наряду с пришедшими просветляться и развлекаться экскурсантами, принимаешь участие в интерактивной программе. Итогом такой активности зачастую являешься новый ты, предстающий перед Надеждой Гордеевной с пылким повествованием о трансформации сознания и восприятия, об открывшемся третьем глазе, способным иначе смотреть на произведения искусства, о неисчерпаемом потоке вдохновения.
Примерно таким я видела идеальное стечение обстоятельств, с учетом своих личностных особенностей: возможность видеть красоту и вдохновение, например, в жуке-пожарнике. Именно поэтому, первое, что я почувствовала, когда отсняла свой последний кадр, было «я провалила задание, это фиаско, ведь мне не понравилось, я что, бракованная?». Но механизм под названием «рефлексия» уже начал свое действие, а фотоаппарат за плечом с сотней снимков также казался мне неплохим подспорьем для анализа того, что же все-таки со мной произошло за эти полтора часа.
Итак, отматываю в самое начало. 1 сентября, замечательный солнечный день для меня, которой уже 4 год подряд не приходится сталкиваться с его «особенностями» я иду к зданию музея, в место, где я мечтала пройти свою практику, с фотоаппаратом, который давно не применялся по назначению, с чувством, что будет много искренних эмоций. Я возле музея. Я вижу группу подростков в форме Беларускай Чыгункі (никогда не понимала, зачем учащимся это нужно, но в системе вопросов обычно не задают), чью интерактивную экскурсию «Мой город древний, молодой» (автор – Светлана Анейко) я буду снимать. В этот момент первый раз внутри меня все рухнуло. Подростки. Может, это стереотипное мышление, а может, свежее воспоминание, что я была точно такой же. Нет, я не считаю недоличностями или кем-то еще, находящимся на разломе, но опыт, которой мы проживаем в этот период, он часто, если не всегда, травматичен. Обусловленность социальными установками, семейными, зачастую советскими ценностями, системой воспитания и образования, рождает тех самых подростков, отличительной чертой которых является противоречивость, агрессивность, неуверенность в себе[1], неспособность «выйти» в мир, полный как прекрасного, так и безобразного, полный мечтаний и разочарований. В нашем обществе нет осознания, что пубертат – это всего лишь симулякр, что все якобы сопровождающие его эмоции и переживания – это не норма, все думают, что подросток должен это пережить, ведь все переживали. И вот по причине того, что я не могу с этим ничего сделать (по крайне мере на массовом уровне), я пытаюсь этого избегать. А сейчас я с глазу на глаз встречаюсь с этими детьми и у нас впереди совместное приключение. Да, я боюсь, но фотоаппарат здесь будет моим своеобразном щитом. Быть фотографом в гуще событий – это мое излюбленное занятие. Сегодня я полевой исследователь (я всегда себя им нарекаю, когда нахожусь в не совсем комфортной для меня среде), я отключаю свои установки, чтобы наблюдать за проявлением их социальных установок и эмоций (я надеюсь, они будут).
Класс, с которым я «путешествовала» был абсолютно типичным со своим парнем-заводилой (гендерные роли в нашем обществе точно такие же типичные), парой-тройкой ребят, знающих если не все на свете, то многое, нескольких незаметных, но заинтересованных и внимательных и «остальные», смеющиеся, когда смешно, отвечающие, потому что знают, и молчащие, потому что это ново, подпирающие стенки, потому что устали, а 1 сентября все никак не кончается..
Начало интерактивной экскурсии было таким активным, что я не знала в какую сторону броситься, кого снимать, все бегают, всем интересно, у всех на лице заинтересованность. Ах да, я забыла сказать о задании, все дело в том, что я сама не сразу поняла, в чем оно заключается (к сожалению, я не Цезарь, и когда моим глазом завладевает объектив, моими ушами часто тоже что-то завладевает). Ребята поделились на несколько команд, получили планшеты с заданием и разбежались в разные стороны вдоль экспозиции «Горад. Архітэктура. Мы» (17 августа – 1 ноября 2017), выискивая на полотнах указанные в задании архитектурные детали. Кажется, это был один из немногих моментов, когда вся группа действовала, двигалась сама и свое мышление. Немного позже я поняла, что все это обусловлено «здоровой конкуренцией», говоря экономическим языком. Кажется, ничего в этом мире не происходит просто так: даже познавая, мы почему-то должны с кем-то соревноваться, чтобы в конце еще и что-то получить. Я тоже учусь, зная, что десятая балла может решить мою дальнейшую судьбу, я нахожусь вокруг людей, которые живут только показателями рейтинга. Это как прививка манту, не у многих есть на нее аллергия, а у меня есть. Многие живут нормально в этих условиях естественного отбора, которому, кажется, не должно быть места в 21 веке, а я отказываюсь. Я знаю, что соревнование в нашей интерактивной игре является вроде абсолютно безобидным, но видеть, как у людей загораются глаза, когда им нужно кого-то выиграть, а не когда замечательная экскурсовод Светлана Анейко с золотыми волосами рассказывает так, что от нее невозможно оторвать ни глаз, ни ушей, это не укладывается в моей субъективной голове.
Случилось со мной и еще одно поражение. После того, как ребята выполнили свое задание, пришло время проверки, поэтому мы останавливались у картин и слушали занимательные истории архитектурной застройки Минска. Мы остановились возле полотна с изображение Комаровского рынка. Экскурсовод задала вопрос: «Знаете, иностранцы, приезжая к нам в столицу, не стремятся в первую очередь посетить привычные для нашего понимания достопримечательности, они идут на рынок. Как вы думаете, что так сильно привлекает их там?» В моей голове тотчас же прозвучал ответ. Я ждала их ответов. Звучали товары, цены (наши белорусские), кажется, еще раз товары, потом из одного угла кто-то очень робко сказал ответ из моей головы: «люди». Добро пожаловать в общество потребления:) Это все, что я скажу на этот счет, можете сами поразмышлять на досуге.
Я думаю, теперь понятно, почему я ощущала, что провалила задание. Я была в восторге от экскурсии, иногда я просто вешала фотоаппарат на плечо и слушала, но я была расстроена от того, что я столкнулась с очевидным действием руки общества в вопросе воспитания, развития. Только не забывайте, мы сейчас находимся в музее, и в музее, который является не просто хранилищем картин, это пространство, которое каждый день заполняется нами, нашими мыслями и воображением, сотрудниками музея, которые нас провоцируют, которые открывают мир со стороны, доселе нам неизвестной, разве вот этот весь спектр живописи скульптуры и т.д. – это не есть многогранность мира? Она самая, честно. И вот это музейное волшебство, оно сработало (мне так хочется думать по крайней мере). Да, ребята получили свои «призы» в виде приглашений на выставку, но было произнесено это такое банальное, но вселяющее надежду «победила дружба», а еще уточнения по поводу этой самой чьей-то будущей выставки и огромное желание на нее обязательно попасть. Помните, я еще говорила о своем фотоаппарате, который должен был помочь мне во всем разобраться. Он у меня тоже немного волшебный. У меня есть знакомые, будущие режиссер_ки, они пользуются одной замечательной фразой «красивый кадр», это когда смотришь на что-то, и понимаешь, что это был бы замечательный снимок, но фотоаппарата нет и фотографируешь глазами. Моргаешь вместо щелчка затвора. У меня все произошло в точности да наоборот: мои глаза отказывались видеть в этих подростках что-то интересное, фотоаппарат же мне показал, что я делала снимки не просто так, чтобы отчитаться, я видела их, их красоту, их личности, их замкнутость или открытость, их интерес или безразличие. Я обрабатывала фотографии и улыбалась от всех этих «красивых кадров». Я даже сняла девочку, которая стала для меня моей личной Мариной Цветаевой.
Это был не просто поход в музей с очередной группой проблемных подростков, это был разрыв шаблона, очередного. Да, я снова встретилась с подноготной нашего мира, общества, системы, а еще я встретилась с этими детьми, у которых, я точно знаю, будет много проблем с социализацией, с семьей, со сверстниками, но у которых что-то есть в глазах, я сама это видела. Я просто хочу, чтобы была эта осознанность. Осознанность происходящего вокруг, себя, других. На музей нынче возлагается сложная, но важная обязанность – быть пространством социальным, артикулировать множество проблем. Я была не во многих музеях Беларуси, но то, что происходит здесь, меня, черт возьми, вдохновляет. И я надеюсь, что скоро мы будем всем рассказывать о том, что пубертат – это все-таки симулякр…
Самое начало... |
Ксения, спасибо!!!
Каждый день,
в Национальном художественном музее Республики Беларусь,
мы общаемся и играем с детьми, студентами и взрослыми.
В каждую такую интерактивную встречу рождается
неповторимое по красоте "живописное полотно",
сотканное из мыслей участников, окрашенное их эмоциями.
Мы ждём вас!!!
Мы ждём вас!!!
[1] М. Мид. Культура и мир детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий