вторник, 10 июля 2018 г.

… Все мы немножко лошади… Истории, написанные посетителями



С 18 июня 2018 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь открыта для посетителей выставка «Equos. Koń. Лошадь» из коллекций Музея Южного Подляшья (Бяла-Подляска, Республика Польша) и Национального художественного музея Республики Беларусь, при поддержке Посольства Республики Польша в Республике Беларусь и Польского Института в Минске. 


Выставка призвана познакомить зрителя с темой лошади в изобразительном (живопись, скульптура, оригинальная и печатная графика) и декоративно-прикладном искусстве. 

Представлено более двухсот произведений европейских, белорусских, русских художников XVII–XXI веков. Это позволяет продемонстрировать, как художники разных эпох, художественных школ, стилей и направлений интерпретировали образ коня в различных жанрах искусства – от батальных сцен до пейзажа, которые в рамках выставки слагаются в единый иппический жанр.

Интерактивное предложение
 для индивидуальных посетителей выставки

Выставка «Equos. Koń. Лошадь» дарит всем желающим уникальную возможность поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями, которые возникли после её просмотра. Для этого достаточно взять любую подготовленную цитату классиков, представить себя в роли персонажа одной из работ выставочного проекта и начать творить. Какую форму примет этот душевный порыв, решать только Вам. Небольшое эссе, рассказ, рисунок, стихотворная форма – здесь Вы ограничены только форматом листа (и, разумеется, своей внутренней культурной цензурой). Полученный результат Вы можете оставить в музее (на стойке контроля), а можете выставить свою работу на импровизированной "выставке в выставке" или, забрать с собой на память. Собранный материал будет передан партнёрам проекта в Музей Южного Подляшья (Бяла-Подляска, Республика Польша). 

Включайте свою творческую фантазию, делитесь эмоциями, выходите за рамки привычного и обыденного! Ведь как сказал когда-то классик, «все мы немножко лошади…».



Автор постера - Анна Хитракова
 Кто такая Анна?

Сама я знакома с Анной считанные дни, если так можно сказать, но уже могу о ней вам многое рассказать. Она очень творческий человек, открытый и искренний, ответственный за данные обязательства. Анна - студентка филологического факультета БГУ (английская кафедра), которая пришла на летнюю переводческую практику в музей. Но, так случилось, что её первым заданием стал не перевод текста, а разработка постера к нашему интерактивному предложению для индивидуальных посетителей выставки. 

Любой тут скажет: да, непростая задача... Конечно, соглашусь, но, зато какой опыт получила Анна в первые же дни практики и, только потому, что о своём хобби экспериментировать с фотографией, она рассказала преподавателю, который, в свою очередь, поделился со мной, представляя ее. Поэтому я захотела встретиться с ней как можно скорее! 

Анна с радостью "встретилась" с первым заданием... Она изучала экспозицию, всматриваясь в произведения и размышляя над тем, какое из них лучше всего помогло бы ей раскрыть суть музейного интерактивного предложения. Анна наблюдала, с каким вдохновением, совершенно забыв о времени, посетители выставки рисуют лошадей...  Наконец, сделала выбор! Анна остановилась на "Лошадках" Артура Левандовского из собрания  Музея Южного Подляшья.


Первая интерактивная площадка начала свою работу непосредственно в день официального открытия выставки, 25 июня. Пройдите по ссылке, чтобы узнать о том, как развивается проект: http://museumimpression.blogspot.com/2018/07/blog-post.html

Вторая интерактивная площадка пока не дала таких богатых плодов, что неудивительно... Давайте вместе вспомним, когда мы в последний раз писали историю... Рассказывать придуманную или реальную историю, да, это случается с нами гораздо чаще, а вот "положить" её на бумагу, действительно не так просто, но для того, кто хочет попробовать свои силы в эпистолярном жанре, на самом деле нет ничего невозможного! Тем более, что времени у нас еще достаточно - почти до конца августа будет экспонироваться выставка!

Итак, что же предлагается музейному зрителю? Взять один из свитков, в котором находятся маленькие истории о лошадях, написанные художниками, скульпторами, писателями... Буквально парочку даю прямо здесь:

…Художник, специализировавшийся на изображениях птиц, выставил в Салоне превосходно нарисованного жаворонка, которого у него купил один аргентинец. 
- Не могли бы Вы, - спросил у него покупатель, с таким же совершенством нарисовать лошадь? 
- Почему нет? – ответил художник. 
- И меня верхом на ней, - добавил аргентинец, который заодно попросил разрешения явиться в мастерскую к нему и попозировать. 
- Ко мне? – удивился художник. – Да что Вы, я живу на шестом этаже. 
- Bueno! (Хорошо!) - сказал аргентинец. – У нас лошади поднимаются по лестницам… 
Амбруаз Воллар, Поль Дюран Рюэль 
«Воспоминания торговцев картинами», нач. 20 в.

...Так мог выглядаць жарабец Casus Belli, якога жарабём купіў іхмосць пан берасцейскі ваявода ў Бучачу каля 1630 г.: «Шырокі роўны лоб, на ім віхор у форме зоркі, які значыць высокі розум і вернасць. Вушы тонкія, гладкія, трапяткія, вочы пабліскваюць, цёмныя, як азёры, — вочы, што ведаюць рэчы нязнаныя і ад людзей утоеныя. Храпа дрыготкая, і гарачая, і мяккая, і чулая толькі ў пяшчоце. Грудзі, як скляпеністая брама, на іх другі віхор, віхор адвагі, якую нічым не адолець. Шыя лебядзіная гладкая, а тут ужо трэці віхор, доўгай стралой, якая знамянуе недасягальны палёт. На чорнай скуры поўсць колеру блакітнай сталі... Блікі на ёй, як па вастрыі шаблі. Цёмныя пяцікратныя плямы, званыя пальцамі Магамета».

Апісанне з усходняй літаратуры,
 запісанае ўнучкай непараўнанага аматара коней Юліюша Косака, 
пані Соф’яй Шчуцкай (J. Wiłatowski. Koń u żyćciu polskim).


«Voilà comment il galopera, papa, dimanche prochain, à la promenade.»
Et le gamin, tout le jour, enfourchait les chaises et les traînait autour de la salle en criant:
«C'est papa à dada.»
Et la bonne elle-même regardait monsieur d'un œil émerveillé, en songeant qu'il accompagnerait la voiture à cheval; et pendant tous les repas elle l'écoutait parler d'équitation, raconter ses exploits de jadis, chez son père. Oh! il avait été à bonne école, et, une fois la bête entre ses jambes, il ne craignait rien, mais rien!
Il répétait à sa femme en se frottant les mains:
«Si on pouvait me donner un animal un peu difficile, je serais enchanté. Tu verras comme je monte; et, si tu veux, nous reviendrons par les Champs-Élysées au moment du retour du Bois. Comme nous ferons bonne figure, je ne serais pas fâché de rencontrer quelqu'un du Ministère. Il n'en faut pas plus pour se faire respecter des chefs».
Guy de Maupassant
A cheval, 1902

Первый вариант: открыть свиток и прочитать несколько историй, а потом пойти смотреть выставку. Ведь в наше время скоростей и информационных технологий, где нам можно увидеть лошадь? Мест не так уж и много, согласитесь... И просто увидеть, этого ведь недостаточно, чтобы насладиться увиденным в полной мере, будь это парк, берег реки или музейная выставка. Тогда, спросите вы, как за полчаса или полтора часа (отведённых, как правило, на просмотр выставки) современному музейному зрителю сродниться хотя бы с одним из персонажей? 

Вот тут к тем, кто хочет глубже почувствовать и больше увидеть, прямо в вестибюле Национального художественного музея Республики Беларусь, "подходят писатели и художники, скульпторы и коллекционеры", чтобы "рассказать" (в свитке) свои подлинные истории из подлинной жизни своего времени, окно в которое откроется для каждого, кто захочет заглянуть в него и, не только увидеть лошадей, но, прежде всего, открыть для себя чудесный, полный невероятных событий, мир прошлого, в котором конь был ровня человеку и даже больше. Открыть... и познать его... и почувствовать биение его сердца и свою наполненность... и, наконец, сильное желание, устроившись за столиком прямо в вестибюле или в другом, удобном для творчества месте, сесть и написать свою историю, которая родилась прямо здесь, на выставке, возле или перед одним из произведений. 

Второй вариант: вначале посмотреть выставленные произведения, а уже потом взять один свиток из нашей коллекции и прочитать несколько историй, которые несомненно вызовут желание еще раз пройти по выставке... И кто знает, может быть, как раз в этот самый момент какая-нибудь из лошадок или всадник, сидящей на ней, подморгнёт вам и... родится необыкновенная история, ВАША история, которая легко "ляжет" на бумагу, которую вы найдете в свитке. И мы, через публикацию в блоге, сможем показать ее многим людям.

Автор постера - Екатерина Александронок

Первые истории посетителей выставки

Анна Хитракова выбрала "Пейзаж с железной дорогой и лошадями. 1944" Яна Бетлея из коллекции Музея Южного Подляшья 


Пейзаж с железной дорогой и лошадями. 1944. Ян Бетлей 

Анна писала от лица всадника на белой лошади


Анна Хитракова: "Никогда не обращал внимания, каким удивительно красивым может быть вечер. Каким удивительно теплым, волшебным и уютным, если это определение априори можно отнести к определению вечера. Неужели я всегда был так слеп? Неужели видение мира – это действительно результат рефлексии, изображение внутреннего мира того, кто им любуется?

Что вижу я? Я вижу тепло-серое небо, напоминающее танец сплотившейся друг с другом стаи серебристых лебедей, нежно и грациозно раскрывающих свои крылья в окружении осеннего очарования и позднего цветения. Я вижу густой лес и обилие цветов поляны, но сознание витает в далеком прошлом, когда в такой же дивный осенний вечер мама готовила для нас запеченные яблоки с медом и сладким чаем. Я знаю, я чувствую, что я по-прежнему тот ребенок, задорный, непоседливый, мечтательный! Я хочу исколесить весь мир, а потому беру своегодеревянного коника и уношусь прямо в лес, в поле, в неизведанную вечность! А этот гул проезжающего поезда в дополнение с запахом каменного угля и опилочных брикетов напоминают о так и неосуществившихся мечтах…

Теперь вместо деревянного коника я управляю непокорной белой лошадью, вместо любящей мамы рядом – малознакомый путник. А как бы хотелось на один лишь вечер вернуться в прошлое…" (русский вариант её истории от лица всадника на белой лошади).

А вот эту историю, рассказанную розовым конём по имени Карл, 
я нашла на выставке рисунков!
Нам неизвестно, какое именно произведение вдохновило автора на творчество. Но это не главное, ведь эту загадку еще интереснее будет разгадать самим!


Какой волшебный аромат искренней любви исходит от работы Екатерины!

Следующую историю я нашла среди свитков, но раскрыв ее, поняла, что это не история конкретного персонажа, а размышление на тему выставки. Вы знаете, я улыбалась целый вечер, потому что разве не прекрасно, когда наши идеи подхватывает музейный зритель и обогащает не только своим видением, но и новыми идеями. СПАСИБО!!!



Истории о лошадях. Вторая неделя

То, чего я больше всего опасалась, к счастью, не случилось! Наши драгоценные гости ПИШУТ ИСТОРИИ О ЛОШАДЯХ (!), персонажах живописных полотен и, оставляют их на выставке рисунка. К сожалению, не указано произведение, которое легло в основание живописной истории А. Ткаченко, но, зато у нас есть возможность прочитать её и попробовать отыскать героев истории на выставке.


Алеся Болотько выбрала своим героем на выставке Жеребёнка Людвика Леха Якштаса (1995) 

Истории о лошадях. Третья неделя

Третья неделя принесла богатый урожай: 9 историй о лошадях! 

Сани перед воротами. 1885. Влодимеж Лось
Екатерина Александронок написала историю от лица ворот
(Сани перед воротами. 1885. Влодимеж Лось)

Пейзаж с сороками. 1979. Роберт Ландарский
Главный герой истории Елены Новиковой - жеребенок с
картины Роберта Ландарского "Пейзаж с сороками"


А теперь, к слову, уже третья (!) за три недели работы выставки история, написанная от лица жеребёнка. На этот раз было выбрано автором, Владиславой Атроховой, произведение "Соревнование в Ратомке", написанное  Валерием Тихоновцом  в 1983 г.









Главный герой истории Кристины Гусаковой - лиса, 
персонаж произведения  Алексея Кившенко"Охота на лис" (1884)





"Волки преследуют лошадь" - такое название имеет произведение, написанное Чеславом Василевским около 1925 года. Оно вдохновило Марию Горбунову на написание истории



Автор следующей истории - Элис Гоанг, волонтер Национального художественного музея Республики Беларусь (Франция)


Ольга Селявко ярко живописала мечту лошади


История от лица боевой лошади по имени Людвиг (автор неизвестен) 



Наконец, необыкновенная история от Дарьи Соловьёвой (10 лет)




Четвертая неделя.

Эта неделя в нашу коллекцию принесла только два эссе, но это не главное. Согласитесь, иногда творческий процесс, чтобы выйти на новый уровень, нуждается в небольшой паузе... И этот небольшой перерыв выпал на долю как раз этой недели. 

А теперь, с большим удовольствием представляю вам эссе этой недели.

 Мария Михалевич выбрала произведение Людвика Леха Якштаса (1995).




Кристина Гудель выбрала произведение "Упряжка" Владислава Боровицкого (1981)






Этот пост будет дополняться каждую неделю!

Приглашаем на выставку!
Есть уникальный шанс выплеснуть творческую энергию и от этого стать сильнее, увереннее и почувствовать себя счастливее!!!


Ждём ВАС!!!