пятница, 13 января 2017 г.

Слуцкие пояса... НЕТ, НЕТ...


Межкультурный диалог и проблема восприятия современным зрителем златотканых шляхетских поясов XVIII века






- Учитель: «Дети, я приглашаю подойти ко мне тех,

 кто пойдет смотреть Слуцкие пояса».
- Нет, нет, только не Слуцкие пояса…
(Диалог в вестибюле музея)

«Художественный музей - это учреждение, в котором искусство предстает в его художественном качестве и обращено к художественному восприятию, переживанию, так же как спектакль, так же как концерт в филармоническом зале»
М.С. Каган (петербургский ученый, философ, культуролог)

О необходимости превращения музея в пространство диалога культур активно полемизируют сегодня и исследователи, и музейные сотрудники. Однако остается открытым вопрос: как это сделать? Как превратить музей из пространства, наполненного ценностями культуры и искусства, в пространство, наполненное смыслами, из собрания артефактов в место диалога? И самое главное — как включить в этот диалог подрастающее поколение?

Финальная часть разговора.
Мы "ткем" полотно из "нитей" - самых ярких впечатлений,
которые будут храниться в сердце каждого



Несколько лет тому назад мной была разработана специальная методика, которая, как показала музейная практика, действительно способствует решению этой проблемы. В качестве объекта были выбраны произведения декоративно-прикладного искусства, экспонируемые в одном из залов Национального художественного музея Республики Беларусь – Слуцкие пояса. Эти шедевры узорчатого шелкоткачества выводят на межкультурный диалог, потому как являются своеобразной моделью переплетения культур разных времен и разных народов. Привнесенные армянами на белорусскую почву элементы персидской, турецкой, армянской культур претворились под влиянием исполнителей, заказчиков, утратив то содержание, которое несли и превратились в символ национальный культуры. 

Слуцкий пояс из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь
Другими словами, Слуцкие пояса – явление, вобравшее в себя много векторов, которое невозможно обойти вниманием. Но почему-то посетители белорусских музеев как раз, наоборот, не задерживаются у витрин, где они выставляются. Эту картину я наблюдала на протяжении многих лет, размышляя над тем, почему у белорусов не вызывают восхищения цветовые сочетания орнаментов на старинных кунтушовых поясах, уникальная красота, сотворенная человеком сотни лет назад, эта драгоценная блеклость времени?


Возможно, одна из причин заключена в особенностях экспонирования старинных тканей в белорусских музеях. Например, в Национальном историческом музее в экспозиции «Древняя Беларусь» (год создания: 1993) кунтушовые пояса XVIII века размещены в одном ряду с изделиями средневековых ремесленников, образцами старинного оружия, картами, а, это значит, что они должны привлекать внимание музейного зрителя. Но этого не происходит. Почему? Понимание музейными специалистами того, насколько губительно искусственное освещение для старинных тканей, вынуждает экспонировать их таким образом, чтобы потоки света, направленные на них, были минимальными. И, если экскурсанту ракурс для созерцания слуцкого пояса предлагал экскурсовод, то индивидуальным посетителям даже в голову не приходила мысль, например, присесть и, всматриваясь в ткань, покачать головой из стороны в сторону. Как правило, они ограничивались чтением текста на этикетке. 



В экспозиционном пространстве Национального художественного музея Республики Беларусь кунтушовые пояса XVIII века представлены вместе с другими произведениями искусства. Но шедевры узорчатого шелкоткачества не привлекают внимание посетителей музея. Они отдают предпочтение живописным произведениям. Это наблюдение подтвердили результаты социологического опроса, проведенного Белорусским государственным институтом проблем культуры в 2006 г.: среди видов изобразительного искусства наибольший интерес у белорусов вызывает живопись и графика (55,7% опрошенных). Кроме того, так сложилось исторически, что в культурном опыте белорусов большое место занимает русская культура, и русское искусство в частности. 

Слуцкий пояс экспонировался на выставке из собрания
 Государственного исторического музея (Москва, 2009)

Показательны в этом смысле результаты эмпирического исследования, проведенного белорусской исследовательницей М. Фабрикант в 2007–2009 гг. среди студентов (200 человек), школьников (200 человек), и респондентов в возрасте от 25 лет (100 человек, средний возраст по выборке – около 40 лет): “Национальная культура – традиционный и как думается универсальный предмет коллективной гордости – не вызывает у белорусов в массе своей ни подъема, ни восхищения, ни чувства национального преимущества. Только присутствует твердая уверенность в том, что культурное наследие у каждой нации должно быть и что у Беларуси оно также есть, но этим представления о том, что нужно делать с культурным наследием и как к нему стоит относиться, исчерпываются”.






Но, а каждый четвертый из тех, кто не посещает Национальный художественный музей Республики Беларусь, ориентирован на познавательно-развивающую функцию телевидения. Другими словами, в настоящее время телезритель меньше потребляет сам художественный продукт, а больше передачи просветительского характера о музее, театре, о литературе и т.п. В целом предпочтение отдается тем видам искусства, где развлекательность явно превалирует. Не подлежит сомнению тот факт, что телевидение, компьютер и Интернет являются неизбежным и необходимым инструментом освоения мира подрастающим поколением в постиндустриальном обществе. Однако развитие репродукционных и медийных технологий приводит к тому, что у детей искусственно суживаются возможности прямой интериоризации чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности взяты под сомнение и подменяются “ценностями” массовой культуры.


Поэтому неудивительно, что, когда в 2009 г. в музее открылась выставка Слуцких поясов из коллекции Государственного исторического музея (Москва), за все время их экспонирования очередей у музея не было, не стремились белорусы душой прикоснуться к своему наследию. Более того, молодежь откровенно говорила, что не понимает, зачем целых 45 минут смотреть эти старые ткани. 



Участники праздничной интерактивной программы
"В Благословенный день, В блаженный мир любви"
на выставке Слуцких поясов из
Государственного исторического музея (Москва, 2009 год).
 Один из трогательных моментов программы

Как известно, обнаружение и осмысление проблемы – это половина пути, другая половина уходит на поиск путей ее решения. Здесь уместно будет обратиться к справедливому замечанию английского исследователя Д. Лоуэнталя, «на свете мало людей, у которых настолько развит вкус и настолько они хорошо образованы, чтобы ценить прошлое только путем лицезрения предметов прошлого. Они только тогда могут пробудить какие-либо чувства, когда их «оживили»… лучше общее наслаждение историей, чем вообще никакого, легкая игра с прошлым, чем вообще никакой».


Освоение древней техники переплетения нитей на дощечках
настраивает ребят на предстоящий разговор о Слуцких поясах

Бесспорно, межличностное общение выступает важным фактором в преодолении стереотипизированного мышления и этим способствует взаимодействию, расширению и углублению совместного восприятия произведения искусства. В поисках общего языка – в том, что Б. Пастернак называл «пробиться друг к другу» («А на улице вьюга / Все смешала в одно, / И пробиться друг к другу / Никому не дано»), – искусство играет огромную роль. Каждая эпоха, каждая национальная культура вырабатывает свой подход к построению орнамента – к мотивам, форме и расположению на украшаемой поверхности. Но, чтобы образы и краски, придуманные художником и воплощенные ткачом, обрели смысл и связь под нашими взглядами, нам требуется большое культурное совместное усилие. 



Наталья Бураковская  рассуждает с ребятами о том,
в чем состоит отличие между фотографией произведения искусства
и произведением искусства. 
Процесс нашего диалога, порождающего определенную интерактивность, вовсе не вторжение, а "светский визит". Через эту модель общения в музейном пространстве мы возрождаем традицию, учить молодых людей разбираться в искусстве, наслаждаться встречей с творениями мастеров, существовавшую в высокой аристократической культуре в непрерывности. Поэтому наш диалог о Слуцких поясах пронизан правилами светского этикета. Это значит, что в ходе разговора мы стремимся поддержать каждого, не перебивать, украшаем мысль свою улыбкой и искренностью, не оцениваем: правильно – неправильно, а стремимся использовать, возможно, неожиданно для всех прозвучавшую мысль как выход на другой уровень в разговоре, побуждаем каждого, подвигнуть себя к участию в обсуждении. Иными словами, развитие диалога идет через рождающуюся на глазах у всех эмоцию интереса, растущее доверие к словам взрослого, как сотрудника музея, так и школьного педагога, манеру ведения разговора согласно принятому в ХVIII веке канону, когда каждый стремится «вплести» свою мысль в только что услышанную из чьих-то уст, через особое, трепетное отношение к каждому суждению ребенка со стороны взрослого.


Фотографии из коллекции Надежды Николаевны Кузнецовой
 В общении происходит обмен знаниями и переживаниями; осуществляется рациональное и эмоциональное влияние; создаётся общность мыслей, взглядов, настроения. Участники диалога обогащают себя через выявление новых, необычайных ощущений и учатся связывать между собой свои собственные такие разные и порой смутные ощущения.


Значительную роль в этом процессе играет создание малых коллективов, так как только работа в группах до 10 человек – реальная возможность открыть детей для новых способов общения, чтобы общество не остановилось в развитии. 


Как, такое действительно может быть, чтобы Слуцкий пояс имел ТАКУЮ длину??
Да, через 1,5 часа мы выходим на новый уровень прочувствования Слуцкого пояса

Стоит отдельно выделить комфортное расположение участников диалога на стульях или банкетках и атмосферу особого места, где все это происходит: портретную галерею с портретами предков на стенах. 



Прошло два часа, но глядя на лица ребят, можно сказать, что у них все только начинается
Продолжительность нашего диалога не поддается точному измерению. Можно лишь сказать, что над нами властвует время относительно. В любом случае, скорость его течения приближена к веку ХVIII-му.


Наконец, разнообразие методических приемов. Например, прежде, чем начать разговор о кунтушовом поясе, мы идем к неизвестному через имеющийся у каждого эстетический опыт. Предлагается участникам представить структуру архитектурного памятника, через который легче идет разговор о структуре тканого произведения. Безусловно, у каждого времени и культуры свои, характерные только им силуэт, декор, цветовые предпочтения, которые отразились, как в архитектуре, так и в ткачестве. Использование такой метафоры позволяет нам вместе с собеседниками почувствовать красоту; увидеть старинную ткань глубоко, объемно, то есть не только внешнюю сторону, но и «раны», которые передают боль переживаний. Поэтому неудивительно, что результатом первой встречи с слуцкими поясами являются следующие высказывания: «сегодня я стал патриотом!», «я хочу их показать своей семье», «эту красоту я буду беречь в душе» и др. Это важно, “если ребенок почувствует здесь и сейчас это произведение так же, как я, он захочет прийти второй раз. Мое общение с ним имеет смысл постольку, поскольку я зажгу в нем эту искру».


Мы фантазируем... вот такая веселая "ромашка" у нас получилась

Второй разговор о шедеврах шелкоткачества является продолжением первого. Почувствовать это детям помогают имена, выбранные ими в начале первого визита. Через них они пробуют войти в другое историческое время, посмотреть вокруг себя как бы глазами тех, кто жил здесь в далеком прошлом. Интересный факт. Даже, если прошел месяц после первой встречи, ребята с легкостью вспоминают свои исторические имена и затем в конце с воодушевлением слушают маленькие истории о своих героях, которые помогают узнать интересные факты о представителях рода Маджарских, не только блестящих мастерах-текстильщиках, возглавивших радзивилловскую мануфактуру шёлковых поясов, но и в XIX в. давших белорусской культуре таких выдающихся деятелей, как Станислав Монюшко. 



Этот диалог, который ведется в музейном пространстве, имеет далеко идущие последствия – побуждает участников к дальнейшим поискам и расширению культурного образования. 


Таким образом, один из путей преодоления стереотипов – форма и методика предъявления публике художественного текстиля. С детьми этот процесс проходит легче, чем со взрослыми. Неоднократно приходилось убеждаться в том, что “люди чрезвычайно упорно держатся раз пробитой колеи и весьма неохотно покидают ее для новых путей”. Иными словами, проблема слишком глубока, чтобы возможно было ее решить за короткий промежуток времени и одним способом. Поскольку молодежь сама не придет, не организуется, это может сделать только взрослый. Нужно было закладывать основания для изменений в сознании педагогов, руководителей разного уровня. Понимание важности этого пути вылилось в семинары для взрослых (педагогов Минска, области, республик в целом, слушатели курсов повышения квалификации). Особенность их заключается в том, что диалог не адаптировался, не сокращался, но в определенный момент заканчивался многоточием. Опыт показал, что это очень действенная форма расширения понимания взрослых и привлечение заинтересованных партнеров, имеющих непосредственное отношение к воспитанию и развитию души ребенка. 

Диалог в музейном пространстве дарит возможность видеть скрытое через такие каналы коммуникации, как интуиция, ассоциация, сопереживание, воображение, эмпатия. Эта коммуникативная практика обладает способностью отражать «наблюдателя». Возникает эффект зеркала, когда каждое поколение смотрится в другое, рефлексируя собственные проблемы, обретая новый внутренний опыт.

Таким образом, способы музейной коммуникации, напротив, чутко ловят ветер перемен с тем, чтобы каждый раз заново переосмысливать наследие и делать его след вновь живым и понятным в новых обстоятельствах места и времени для новых поколений людей.

Другими словами, ценностное общение – это особый способ постижения культуры, основанный на со-переживании, во-влеченности, пере-открытии, со-участии, во-площении. Постижение – не спонтанное понимание. Оно качественно меняет духовную вертикаль человека.

Межкультурный диалог в музейном пространстве включает комплексность впечатлений, получаемых при помощи возможно большего числа органов чувств, интерактивность, концентрацию творческого внимания, создание особого поля эмоциональной включенности и предощущения личного открытия, недопустимость излишнего вербализма и готовых схем с позиций непреложного научного знания.

После насыщенного и эмоционально окрашенного диалога, конечно,
прямо тут же, в музее, хочется попробовать разгадать кроссворд.
Уже никто не торопится
Очевидным и бесспорным является то, что в ходе диалога удается осуществить проникновение в систему ценностей других культур и включение их духовного наследия в современные духовные процессы, а также выработка понимания того, что собственное этнокультурное существование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других народов. Диалог помогает увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на национальную культуру глазами других народов. 

Если мы будем знать, чем живут и чем руководствуются в различных сферах деятельности другие народы, осознаем наличие у нас общих нравственных начал, если будем интересоваться достижениями других национальных культур, то тем самым воспитаем и в самих себе, и в последующих поколениях принципы взаимоуважения, понимания, толерантности.


Статья опубликована без ссылок. В полном объеме ее можно найти в сборнике: Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой: Материалы Международной научной конференции (Минск, 9-11 октября 2012) / сост. И.Н. Скворцова. - Минск: Арт Дизайн, 2013.


К слову о других культурах и их опыте в воспитании подрастающего поколения. Могу предложить еще пару моих статей.
Одна из них имеет название "Гордость корейского народа", опубликованную в моем блоге "Южная Корея. Мои путешествия".

 Вот ссылка: http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2014/11/blog-post.html

Вторая рассказывает о Детском музее. Ссылка:
 http://minskseoultrip.blogspot.com.by/2016/05/childrens-museum.html

О интерактивном проекте января 2017 года вы сможете прочитать здесь: http://minskseoultrip.blogspot.com.by/