вторник, 25 августа 2015 г.

ОСЕННЕЕ ЗОЛОТО ЕКАТЕРИНЫ ЮНГЕ






Долгожданная выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи и огромная кропотливая работа всего коллектива Национального художественного музея Республики Беларусь по подготовке этого выставочного проекта. Одна из составляющих процесса, предваряющего начало экспонирования, - создание текстов для аудиогида. И это очень непростая задача по ряду причин. Не буду углубляться в них сейчас, ибо главное - то, что нас всех ожидает в ближайшем будущем, уже очень скоро, в самом начале СЕНТЯБРЯ!
Начало сентября...Начало осени... Осенний день ... Екатерины Юнге...





Екатерина Фёдоровна Юнге родилась 24 ноября 1843 года, в день Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, в семье медальера и художника, вице-президента Академии художеств, графа Федора Петровича Толстого. С детства в доме отца она видела многих замечательных деятелей науки и искусства, практически всех русских писателей той эпохи. Это сыграло исключительную роль в развитии ее творческих дарований, потому как в то время женщинам еще был закрыт доступ к получению профессионального художественного образования. Поэтому сведения о ее творческом пути крайне скудны: русская художница-акварелистка, мастер пейзажа и портрета, мемуаристка. На самом деле, Юнге - одна из первых женщин-живописцев и педагогов, получивших признание в России и за рубежом. Медалистка Всероссийской и Парижской Всемирной выставок. Основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Автор исследования “Русские женщины в искусстве». Полотно «Осенний день в саду Лефортовского дворца» было написано Екатериной Юнге в 1892 году. В нем зрителю открывается многокрасочность и светоносность природной среды, которой пейзажисты последней трети XIX века увлекаются, окончательно встав на путь пленэрной живописи. При этом натура постигнута ею цельно, она не расщеплена на отдельные цветовые и световые эффекты. Контрасты и противопоставления носят случайный характер. Она передала не свои впечатления от увиденного, а саму природу, почтение перед значительностью ее бытия. Е. Юнге не просто использует типичные для золотой осени оттенки теплых тонов, от светло-желтого до багряного, она выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы. Одетые в золотой наряд деревья, как бы выполняют роль кулис, подчеркивают глубину и перспективу, и, вместе с тем, приглашают зрителя заглянуть в один из уголков сада, заложенного самим Петром I в 1703 году и названного в честь Франца Лефорта, друга и учителя Петра. Этот поражающий воображение сад был на самом деле системой садов, объединяемой извилистой лентой реки Яузы – души сада. Вода играла главную роль в создании его образа. Но здесь нет прямого указания на историческое место и время создания сада. Мы не видим вековых деревьев, аллей, продуманных линий в пространстве сада. Нет ничего, что говорило бы о былом величии. Время стерло замысел его создателей. 
Видны следы запустения, но в этой грусти нет печали, наоборот, в ней так много золотого сияния. Природа, одетая в золото, прекрасна и полна волшебной прелести своей. На переднем плане сверкает зеркальной гладью небольшой пруд с затейливо изогнутыми берегами и крохотным островком слева. Берега его «оплыли». Деревья, которых уже не касались ножницы садовника, свободно разрослись, широко раскинув свои ветви, склонившись, они будто вглядываются в свое отражение. Необыкновенно хороши, одетые в прозрачное кружево марева, которое подернуло осенний пейзаж. Небольшие пятна зелени, отражение золота в воде, тонкие сочетания переливов синего дают нам возможность почувствовать неповторимую красоту и праздничное настроение осеннего дня.


Надежда Красуцкая