Восприятие искусства
Как нельзя кстати встретились мне в Интернет пространстве размышления Татьяны Кондратенко о восприятии искусства: "Искусство всегда требует открытого восприятия, потому что произведение рождается заново в момент нашего соприкосновения с ним. Рассматривая его, мы наделяем его смыслами, проводим аналогии, выискиваем ассоциации из нашего индивидуального опыта. Причем некоторые произведения прочитываются легко, а некоторые, напротив, никак не поддаются расшифровке и мы испытываем эффект головокружения оттого, что не на что опереться при восприятии того или иного произведения. В разорванном виде многие из них не прочитываются или прочитываются иначе, потому что все они связаны между собой и с местом, а также со временем встроенными скрытыми связями.
И тут уместно будет вспомнить Бойса, который говорил о связях своим многочисленным ученикам. В опубликованных «Разговорах в мастерской» он советует художникам в качестве упражнения брать 3-4 случайных объекта и выстраивать связи между ними. Эти связи могут быть прямыми или опосредованными, умозрительными, интеллектуальными или формальными, ассоциативными, вымышленными или подлинными, найденными посредством чьих-то научных текстов, поэзии, мифов или в собственной биографии… Мысль о невидимых связях можно встретить у Дэвида Линча и у Гомбровича. Последний, кстати, вообще считал изобретение связей универсальным принципом любого творчества".
Какие же связи рождаются на "Празднике слуха, зренья, осязанья", спросите вы? Пожалуй, я не нашла бы ответа и просто развела руками, если бы однажды мне не посчастливилось оказаться по ту сторону, то есть на месте участников интерактивного музейного проекта. Это было в Санкт-Петербурге, в Музее Анны Ахматовой, в 2005 году. Выстроенные тогда внутри меня разнообразные связи (артефакт - время - человек - бытие - культура...) живут во мне до сих пор. Спустя десять лет я помню практически все детали той коммуникативной программы. Я чувствую и сейчас дыхание дома, в котором жила Анна Ахматова.